Skip to content

жалоба на нарушение закона чиновником

привлекаем государство к ответственности. матчасть (законодательство)

Мы имеем прекрасную правовую базу для привлечения к ответственности неисправных чиновников. Если у вас есть некоторое — пусть слабое знакомство — с исковым производством, то знакомство с процедурой оспаривания решений и действий чиновников вызовет у вас поток приятных чувств.

 

Судите сами:

1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ В СУД С ЗАЯВЛЕНИЕМ(ЖАЛОБОЙ) НА НАРУШЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА? — ДЛЯ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ В ГОЛОВЕ ЗАЯВИТЕЛЯ ВОЗНИКЛО МНЕНИЕ О НАРУШЕНИИ ЕГО ПРАВ.

Казалось бы парадоксально! Но именно так записано в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ: «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы». Наряду с гражданином, который СЧИТАЕТ свои права нарушенными, в суд вправе обратиться любое общественное объединение, любой союз граждан, — не обязательно прошедший государственную регистрацию.  На этот счет есть Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2004 г. №213-О.

2. МОЖНО ЛИ ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ(ЖАЛОБУ) ПО МЕСТУ СВОЕГО ЖИТЕЛЬСТВА? — ДА. МОЖНО!

И это очень удобно. Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ «заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются». Это значит: если вы обратились, например, в ГосДуму, но не получили во время ответ, то уклонение от своевременного ответа («недачу» ответа в установленный срок) можно оспорить по своему месту жительства — и пусть ГосДума присылает представителя в вашу Тьмутаракань.

3. В КАКОЙ СРОК ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОВЕДЕНО СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО? — В ТЕЧЕНИЕ 10 ДНЕЙ!

Фактически по Заявлению (Жалобе) предусмотрено УСКОРЕННОЕ разбирательство: согласно ч.1 ст. 257 ГПК РФ  Заявления (Жалобы), поданных в порядке главы 25 ГПК РФ, рассматриваются в течение ДЕСЯТИ ДНЕЙ!!!  Мало того, закон предусмотрел необходимость рассмотрение дела без участия стороны, не явившейся в заседание, если соблюдено требование закона об обязательном извещении этой стороны о времени и месте судебного заседания. Тут стоит пояснить, что ответчик — если это недобросовестный ответчик — предпринимает, как правило, разные уловки для того, чтобы оттянуть разбирательство: первый раз не явился — заседание откладывается; а потом справку принес — адвокат заболел… И можно тянуть — затягивать. А в рассматриваемом случае этот номер не должен пройти — судья проводит разбирательство вне зависимости от того, явился ли чиновник или представитель органа, решение, действие или бездействие которого оспорено.

 

4. КОГО МОЖЕМ ПРИВЛЕЧЬ К ОТВЕТУ? —  ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРОСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И/ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И/ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (КОРОЧЕ: МОЖНО БИТЬ ПО ЛИЦУ, А МОЖНО — ПО ОРГАНУ).
К числу лиц — согласно ст. 255 ГПК РФ — отнесены любые должностные лица и просто чиновники: государственные или муниципальные служащие. К числу органов — любые государственные или муниципальные органы. Это вполне согласуется с конституционной нормой — ст. 33 Конституции РФ: «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Конституция РФ не предусматривает никакой иерархии — можно обращаться к кому угодно и в какой угодно орган.

 

5. ОГРАНИЧЕНО ЛИ ПРАВО НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ (ЖАЛОБЫ)? — ДА. НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ (ЖАЛОБЫ) УСТАНОВЛЕН ТРЕХМЕСЯЧНЫЙ СРОК СО ДНЯ, КОГДА ЗАЯВИТЕЛЮ  СТАЛО ИЗВЕСТНО О НАРУШЕНИИ ЕГО ПРАВ И СВОБОД.
Так определено ч.1 ст. 256 ГПК РФ. Но не исключена возможность подачи Заявления (Жалобы) и после пропуска 3-месячного срока — в ч.12 ст. 256 ГПК РФ отмечено: «Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления». По нашему опыту, надеяться на «сочувствие суда» не приходится, поэтому лучше срок не пропускать.

 

Если в день Х мы направляем, например, запрос информации, предложение по совершенствованию работы муниципального органа, резолюцию  с требованиями устранить нарушение политических или гражданских прав, заявление о предполагаемом коррупционном проявлении или жалобу на действия сотрудников милиции, то рекомендуется в рабочем календаре делать пометки: (Х + 40) дней — срок поступления ответа (с учетом 3 дней на регистрацию обращения в органе власти и 30 дней для ответа по закону 59-ФЗ плюс 7 дней на пробег почты) и (Х+ 120) дней — крайний срок обращения в суд (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на ответ + 7 дней на пробег почты + 90 дней, отведенных ст. 256 ГПК РФ).

 

6. НАДО ЛИ ССЫЛАТЬСЯ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА? — СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Закон возлагает бремя доказывания на сторону, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются. Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ  «обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для …. законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на …органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)».

 

7. ЧТО ИМЕННО МОЖНО ОСПАРИВАТЬ В ЗАЯВЛЕНИИ (ЖАЛОБЕ)? — ТОЛЬКО НАРУШЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД.

Согласно ст. 255 ГПК РФ в круг возможного оспаривания включены а) решения, б)действия, в)уклонения от требуемых по закону действий (бездействие), которыми

 

(1) или нарушены права и свободы Заявителя,

 

(2) или созданы препятствия к реализации Заявителем своих прав и свобод,

 

(3)или возложены на Заявителя какие-то незаконные (по его мнению) обязанности.

 

Самые типовые нарушения:

 

— нарушения законных прав гражданина на получение ответа на его обращение в установленный законом срок,

 

— нарушения законных прав гражданина на объективное и всестороннее рассмотрение его обращение,

 

— нарушения законных прав гражданина на получение полного ответа по существу поставленных в его обращении вопросов,

 

— нарушения законных прав гражданина на получение ответа на его обращение за подписью руководителя или уполномоченного лица,

 

— бездействие в виде непринятия мер по восстановлению нарушенных прав гражданина, указанных в обращении,

 

— бездействие в виде ненаправления необходимых для разрешения обращения гражданина запросов в другие государственные (муниципальные) органы,

 

— бездействие в виде ненаправления обращения гражданина в установленный законом срок другому государственному (муниципальному) органу (по компетентности),

 

— бездействие в виде непринятия мер по восстановлению нарушенных прав граждан, указанных в резолюции митинга,

 

создание препятствий для реализации гражданином свободы передвижения,

 

— создание препятствий для реализации гражданином свободы собраний,

 

— создание препятствий для реализации гражданином права на распространение убеждений и свободу слова,

 

— создание препятствий для реализации гражданином свободного волеизъявления на выборах органов власти,

 

— возложение на гражданина незаконных обязанностей отчитываться перед госучреждением о явке на избирательный участок.

 

8. О ЧЕМ ПРОСИТЬ СУД? — ПРИЗНАТЬ РЕШЕНИЕ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННЫМ И ОБЯЗАТЬ ЛИЦО ИЛИ ОРГАН УСТРАНИТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ДОПУЩЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД!
В законе определено: «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод»(ч.1 ст. 258). «В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения» (ч.3 ст. 258 ГПК РФ).

 

9. КАК ОФОРМИТЬ «ШАПКУ» ЗАЯВЛЕНИЯ (ЖАЛОБЫ)?

Заявитель: …………….. , адрес ………………..

 

Государственный орган, решение, действие (или бездействие) оспаривается: …………….

 

или

 

Муниципальный) орган, решение, действие (или бездействие) оспаривается: …………….

 

или

 

Должностное лицо, решение, действие (или бездействие) оспаривается: …………….

 

или

 

Государственный служащий, решение, действие (или бездействие) оспаривается: …………….

или

Муниципальный служащий, решение, действие (или бездействие) оспаривается: …………….

 

ЗАЯВЛЕНИЕ (ЖАЛОБА)

 

в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ

 

10. ЧТО ПРИЛОЖИТЬ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ?

Квитанцию об оплате ГОСПОШЛИНЫ в размере 200 руб

 

 

 

Обращения граждан в органы власти имеют важнейшее значение для страны и общества, являются неотъемлемым конституционным правом, закрепленным статьей 33 Конституции России, одним из способов управления делами государства (ч. 1 ст. 32) и элементом народовластия (ст. 3).

В основном обращения граждан направляются в органы власти в форме жалоб.  Жалобы граждан являются индикаторами деятельности чиновников.

 

С помощью жалоб, граждане опосредованно участвуют в управлении делами государства, в частности увольняют зарвавшихся чиновников, восстанавливают нарушенные права, улучшают работу органов власти.

Жалобы граждан это обратная связь между управленческой властью и обществом.

Во всех развитых странах работа чиновников с жалобами граждан является самым приоритетным направлением государственной политики. Министры правительств развитых стран прекрасно знают, что жалобы граждан это важнейшие инструменты контроля, и посему своевременно принимают меры по улучшению управления, а также устранению причин и условий предшествующих подачи жалоб.

 

В России подавляющее большинство заявлений,  обращений, предложений и жалоб граждан рассматриваются чиновниками с различными нарушениями законодательства.  Зачастую обращения граждан вообще остаются без внимания.

Из-за такого чиновничьего произвола многие граждане годами не могут восстановить другие свои нарушенные произволом власти конституционные права, например на представление жилой площади, выплаты компенсаций, выдачи различных разрешений и пр…

В чем причины игнорирования чиновниками рассмотрения обращений граждан? Это лень, нежелание  исполнять обязанности или представлять реальную информацию, фальсификация дела по которому обратился гражданин, реже незнание закона, даже укрывательство правонарушений и преступлений.

Эффективно заставить чиновников соблюдать законы, можно с помощью инициирования по собственной инициативе привлечение их к административной ответственности.

 

Законодатель позаботился о защите прав граждан от подобного произвола чиновников.

С середины 2011 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена статья 5.59, регламентирующая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

 

Санкции этой нормы распространяются на государственных и муниципальных чиновников,  руководителей  организаций любых форм собственности.

 

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

Административными регламентами некоторых органов исполнительной власти установлены более сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан и нарушения этих сроков чиновниками также является основанием для привлечения их по ст. 5.59 КоАП.  Этот факт надо учитывать при обращении в соответствующие органы.

 

Если в ответах на обращения граждан чиновники представляют неполную, либо заведомо ложную информацию, они подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.

 

Возбуждение дел по статьям 5.39 и 5.59 КоАП осуществляет прокурор (ст. 28.4), и рассматривает мировой судья (ч. 1 ст. 23.1).

 

Однако пока еще привлечение чиновников к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП является большой редкостью.

 

На интернет-страничке 75 судебного участка г. Москвы постановление мирового судьи о привлечении по моему заявлению к административной ответственности чиновника ФМС пока является единственным.

 

На большинстве интернет-страничек и сайтах судебных участков подобные постановления вообще отсутствуют.

Это обуславливается отсутствием со стороны прокуратуры надлежащего надзора за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений и пассивностью граждан.

 

Поэтому прокурорам стоит переключиться с надзора за политически мотивированными делами на надзор за законодательством в области рассмотрения жалоб граждан, а гражданам необходимо по каждому факту допущения чиновниками нарушений порядка рассмотрения обращений жаловаться в прокуратуру.

 

Варианты ответов на обращение

 

Что будет в ответ на наше обращение? — Варианты

 

1)Наше обращение будет проигнорировано, так что в установленный срок мы не получим ответа. Значит, будем обжаловать уклонение от ответа (недачу ответа в установленный срок), ссылаясь на ч.2 ст. 12 Закона 59-ФЗ.

 

2)Ответ придет, но в нем не будет разрешен поставленный вопрос. Формальный ответ называют «отпиской». «Отписка » обжалуется в суде как ответ не по существу со ссылкой на п.4 ч.1 ст. 10 Закона 59-ФЗ.

 

3)Может случиться ответ будет дан. Однако составлен с позиций органа и лица, решение, действие или бездействие которых обжаловалось. Такой ответ обжалуется в суде как составленный с нарушением требований объективности и всесторонности (п.1 ч.1 ст.10 Закона 59-ФЗ) и как не не соответствующий требованию адекватности (Определение КС РФ №42-О)

Back To Top